www.kantuev.ru
 

У доктора Кантуева


Кантуев Олег Иванович - психиатр-психотерапевт, нарколог, невролог.
Врач - высшей категории. Стаж более 25 лет. Член ННО России. Кандидат медицинских наук.
Судебно-психиатрический эксперт.

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ


В наше бурное время научного прогресса и стрессов от человека требуется умение распределять свои психические возможности и желание научиться владеть методами психической саморегуляции. Впрочем, не для каждого человека обилие информации или эмоциональное напряжение является перегрузкой.
Так, профессия актера даже предполагает эмоциональный накал и умение играть с полной отдачей всех сил. В то же время профессия автомобилиста порой обеднена информацией. Ровная дорога, монотонный шум мотора…и водитель впадает в так называемый автомобильный «гипноз».

Способности спортсмена на первый взгляд определяются его физическими возможностями, но на ответственных соревнованиях ему тоже необходима психическая саморегуляция для снятия стрессов перед стартом или игрой.
А многочисленная армия студенчества и школьников в период сессии страдает так называемым «экзаменационным неврозом» из-за неумения расслабляться.
Поэтому сегодня все чаще возникают проблемы, требующие помощи психологов и психотерапевтов, применяющих в своей работе ГИПНОЗ И внушение.

Техника элементарного самовнушения была предложена в начале нашего столетия французским аптекарем Э.КУЭ. ОН предлагал больным, страдающим бессонницей, не снотворные, которыми была полна его аптека. Он даже советовал не покупать у него снотворные, ибо к ним развивается привыкание и они вызывают побочное действие.
— А что же делать? - спрашивали удивленные больные.
— Bнушайте себе мысль о сне.— советовал аптекарь.
Он предлагал несколько раз в течение дня, сидя или лежа, мысленно или шёпотом повторять формулы самовнушения 30 раз подряд.

Через несколько недель клиентов у Куэ стало больше, так открылся новый чудодейственный метол лечения без лекарств, который находит свое применение, и в наши дни. А в 30-е. годы возник ещё один вариант самовнушения — это аутогенная тренировка, разработанная немецким ученым И.Шульцем, элементы которой он заимствовал из практики древних индийских йогов c помощью несложных упражнений на расслабление мышц и вызывания тепла в руках и ногах. Порой эти упражнения являются, спасательным кругом, когда человек находится в безвыходном положении.

Так один известный альпинист на досуге занимался аутогенной тренировкой. Во время одного из восхождений он оказался засыпанным снегом вместе с товарищами. Находясь в таком безвыходном положении, он лежал и мысленно себе внушал: «Моя правая рука теплая, левая рука теплая. Приятное чувство тепла растекается по «сему телу». Когда спасатели нашли их и откопали от снега, он оказался единственным участником экспедиции, который избежал отморожения.

Человек, который занимается физическими упражнениями, сразу привлекает к себе внимание окружающих. Его действия видны: он прыгает, приседает, поднимает тяжести. Человек, который занимается. аутогенной тренировкой, внешне производит впечатление отдыхающего: он лежит или сидит с закрытыми глазами, иногда беззвучно шевелит губами, повторяя формулы самовнушения.

Хорошо это или плохо, но в настоящее время людей, верящих в лечебную силу слова, становится все меньше. Зато увеличивается число людей, верящих в новые или импортные лекарства. И несмотря на их огромное доверие к лекарствам, нам часто приходится слышать такой разговор: «Я ежедневно принимаю 5-10 таблеток, пью микстуры, прописанные врачами, но ничего не помогает. Назначают новые лекарства, а облегчения нет». В чем же дело? Может быть, эффективность лекарств подлежит сомнению? Ничего подобного. Дело тут в другом. Медики провели обследование и пришли к выводу: некоторые больные настолько пересыщены медикаментами, что их организм на прием нового или очередного лекарства просто уже не реагирует.

И тут свое слово сказали врачи-психотерапевты, их девиз: «Лечить без микстур и таблеток». 
Думаю, никто из вас не сомневается в том, что можно заболеть от представления о болезни, прочитав об этом в медицинской энциклопедии или посетив тяжело больного в больнице. Тогда почему же не представить себя здоровым, чтобы выздороветь? Почему не научиться управлять своим воображением с лечебной целью?

Невольно возникает вопрос, неужели от «мыслей» или от «волнения» могут отниматься руки, ноги, наступать потеря голоса или слуха. Как ни различны по внешней форме эти недуги, причина у них общая временные нарушения нервных процессов в мозге. Поэтому такие расстройства часто называют психогенными. Психогенные расстройства могут возникать под влиянием нервных потрясений и переживаний.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА (К. ЛЕОНГАРД)

ОПИСАНИЕ

Личностный опросник для определения типа акцентуации был разработан Г. Шмишеком (Schmieschek Fragebogen) на основе концепции К. Леонгарда  и впервые опубликован в 1970 г. С его помощью выявляются следующие десять типов акцентуации: гипертимность, возбудимость, эмотивность, дистимия (депрессивность),невротичность(тревожно-боязливая акцентуация), интроективная (аффективно-экзальтированная) акцентуация, циклотимическая (аффективно-лабильная) акцентуация, застревание (паранойяльная акцентуация), педантизм (ригидная акцентуация) и демонстративность.
В СНГ опросник Г. Шмишека известен достаточно давно (его текст приводится в конце данной статьи). Он широко используется в психодиагностических исследованиях, несмотря на то, что результаты его применения за рубежом оказались малоудовлетворительными. Так, ставится под сомнение валидность опросника при обследовании больных неврозами. Имеются сведения о том, что сам автор опросника неоднократно указывал на проблемы его валидизации. В русскоязычных работах, связанных с применением опросника Г. Шмишека, нам не удалось обнаружить каких-либо данных о его валидности и надежности. Наконец, не представляется возможным определение того, каким вариантом перевода опросника воспользовался тот или иной исследователь, публикующий полученные с его помощью результаты (нами было обнаружено пять вариантов перевода, однако есть все основания полагать, что их значительно больше).
Наряду с существованием (и использованием!) различных безымянных переводов, психологи-практики нередко пользуются и различными «ключами», ошибки в которых встречаются в большинстве книг по психологическому тестированию. К сожалению, нужно признать, что в работе психологов-практиков все еще сохраняется дилетантский подход к психодиагностическому инструментарию.
Серьезной проблемой является и отсутствие нормативных данных для разных выборок, а предлагаемый автором опросника способ нормирования шкал не представляется корректным. Дело в том, что умножение «сырого» балла на некоторый произвольный коэффициент (2, 3, 4 или 6, в зависимости от числа пунктов) приводит оценки по разным шкалам к единому диапазону значений от 0 до 24. Такая весьма искусственная стандартизация создает лишь иллюзию сопоставимости баллов по различным шкалам, а выбор границы значимого отклонения от типичного вообще ничем не обоснован. Представляет также интерес вопрос о том, какова факторная структура опросника, соответствует ли она «ключам», разработанным на основе так называемой «рациональной» стратегии конструирования психологического инструментария.
Характер — это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.исло черт характера, зафиксированных человеческим опытом и нашедших обозначение в языке чрезвычайно велико. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий — патологических расстройств личности.
Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же несходны между собой. Имеются в виду те особенности, которые придают человеку как таковому его индивидуальные черты.
Отличие людей по индивидуальным чертам зависти не только от врожденных качеств, но и от разницы в развитии, от того, в какой семье вырос, в какой школе учился, кто по профессии, в каком кругу вращается.
Так, например, тип служащего, офицера формируется благодаря тому, что определенное положение или должность накладывают отпечаток на образ жизни. Этому часто способствует то, что заложенная в человеке природой тенденция взаимодействует с избранной профессией, более того, человек и определенную профессию часто избирает именно потому, что она соответствует его индивидуальным склонностям.
Склонности и направленность интересов человека исходят извне. По-разному может быть направлено чувство долга. Во многом это зависит от общества в котором живет человек. Точно так же ориентирована направленность интересов и склонностей.
Однако нельзя говорить о бесконечном множестве индивидуальных черт. В данной ситуации вполне уместен факт, что основные черты, определяющие индивидуальность и характер человека, весьма многочисленны, но все же их число нельзя считать безграничным.
В отличие от обычных черт акцентуированные черты не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация дает возможности как социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.
Между нормальными и акцентуированными личностями жесткой границы нет. При неблагоприятных обстоятельствах застревающая личность может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником. Педантичная личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, при благоприятных — из нее выйдет образцовый работник с большим чувством ответственности за порученное дело. Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями.
В целом при отрицательной картине целесообразно всего усматривать психопатию, при положительной — скорее просто акцентуацию. Подобный подход в достаточной мере целесообразен, поскольку легкая (низкая) степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая — с отрицательными.
Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.
Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Схема связей акцентуаций и типов характера

Название
акцентуации

Тип характера

Проявление темперамента по параметрам

Активность

Реактивность

Проективная

мыслительный

сангвиния

холерик

Паранойяльная

художественный

флегматия

меланхолик

Ригидная

художественный

флегматия

меланхолик

Вытеснения

Практико-художетсвенный

холерия

флегматик

 

Схема связей акцентуаций и типов темпераментов

Название акцентуации

Тип темперамента

Проявление темперамента по параметру активности

Тип характера

Гипертимическая

холерик

сангвиния

мыслительный

Эмоцентрическая

холерик

санвиния

мыслительный

Дистимическая

сангвиник

меланхолия

Практико-мыслительный

Невротическая

меланхолик

флегматия

художественный

Интроективная

холерик

сангвиния

мыслительный

Циклотимическая

холерик

сангвиния

Мыслительный

Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.
Время ответов не ограничивается. 

ОБРАБОТКА ОРИГИНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ:

При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Оценивание уровня акцентуированного выражения личности производится по ключевой таблице и результаты отражаются на графике.

КЛЮЧ
Если ответ испытуемого совпадает со стоящим в клетке после номера шкалы знаком «+» или «—», ему засчитывается один балл по данной шкале. При подсчете результатов тестирования набранная по каждой шкале сумма баллов умножается на указанный коэффициент. 

Код

Шкала

Ключ

Множитель

Грубо

Точно

1.

Г-1

Гипертимы

+(«Да»):1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

3

2,5

-(«Нет»): нет

2.

Г-2

Застревающие, ригидные

+:2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81

2

1,67

-:12, 46, 59

3.

Г-3

Эмотивные, лабильные

+:3, 13, 35, 47, 57, 69, 79,

3

2,5

-:25

4.

Г-4

Педантичные

+:4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

2

1,67

-:36

5.

Г-5

Тревожные

+:16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

3

2,5

-:5

6.

Г-6

Циклотимные

+:6, 18, 18, 40, 50, 62, 72, 84

3

2,5

-:нет

7.

Г-7

Демонстративные

+:7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

2

1,67

-:51

8.

Г-8

Неуравновешенные, возбудимые

+:8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

3

2,5

-:нет

9.

Г-9

Дистимичные

+:9, 21, 43, 75, 87

3

2,5

-:31, 53, 65

10.

Г-10

Экзальтированные

+:10, 32, 54, 76

6

6

-:нет


Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатель которых выше этого среднего.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ПО ЛЕОНГАРДУ

1.Демонстративный тип (Акцентуация – «Вытеснения»). Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

2.Педантичный тип (Акцентуация – «Ригидная»). Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

3.Застревающий, неуравновешенный тип (Акцентуация – «Паранойяльная»). Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен "легко отходить" от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

4.Возбудимый тип (Акцентуация – «Проективная»). Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

5.Гипертимический тип (Акцентуация – «Гипертимическая»). Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

6.Дистимический тип (Акцентуация – «Дистимическая (депрессивная)»). Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

7.Тревожно-боязливый тип (Акцентуация – «Невротическая»). Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.

8.Циклотимический (аффективно-лабильный) тип (Акцентуация – «Циклотимическая»). Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

9.Аффективно-экзальтированный тип (Акцентуация – «Интроетивная»). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

10. Эмотивный тип (Акцентуация – «Эмоцентрическая»). Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не "выплескиваются" наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными. Описание акцентуаций строится по следующему плану: номер акцентуации, ее название, название типа по К.Леонгарду, общее описание, описание черт личности и характера человека, привлекательных по первому впечатлению; описание «конфликтных» черт человека; указание ситуаций наиболее благоприятных и наиболее конфликтогенных для человека, обладающего описываемой акцентуацией. Для краткости изложения, последние черты личности обозначаются (+) или (—) ситуации.

Гипертимическая, гипертимный типОт слова «тимус» — настроение, фон которого постоянно повышен. Это общительный, энергичный человек, хороший собеседник, часто меняющий свое окружение, место работы; предприимчивый и увлекающийся. При резкой степени проявления данной акцентуации развивается невроз гипоманиакального состояния, характеризующегося избыточно повышенным настроением, необузданной жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью с тенденцией постоянно отвлекаться от темы разговора. Благодаря повышенной жажде деятельности данный тип легко достигает производственных успехов, она же стимулирует у него инициативу, постоянно толкает на поиск нового. Однако если данный темперамент выражен слишком ярко, то положительный прогноз снимается ибо такой человек легко проходит мимо событий, к которым следует отнестись серьезно. У него постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку в определенные моменты он как бы утрачивает способность к раскаянию и чувство долга. В патологии — невроз навязчивых идей.
(+): Общительность, энергичность, оптимизм, инициативность, легкое отношение к жизненным проблемам, эрудированность.
(—): Импульсивность, необдуманность поведения, высказываний, необязательность, ленность, легкомысленность, раздражительность, склонность к позе и фразе. 

Особенности общения и поведения: Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь. 

Черты, привлекательные для собеседников: Энергичность, жажда деятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.
Ситуации в которых возможен конфликт: Противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев, Часто бывают случаи заболевания маниакально-депрессивным психозом.
Предпочитаемая деятельность: Работа связанная с постоянным общением; организаторская деятельность, снабженец, служба быта, спорт, театр. Склонность к смене профессий, места работы.

Проективная, возбудимый тип:От бессознательного и сознательного переноса собственного состояния вовне поведение таких людей иногда непредсказуемо и неуправляемо. Это выражается в том, что решающим для образа жизни и поведения такого человека являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. При повышенной реакции этого типа, в патологии развивается эпилептоидная психопатия. В гневе могут совершаться поступки, о которых затем высказывается сожаление, контроль за своим поведением вообще ослаблен вследствие увлеченности какой-либо мыслью, идеями. Патологическая импульсивность такого характера проявляется во влечениях в узком смысле этого слова. Возбудимые личности едят и пьют все подряд, без разбору, многие их них становятся хроническими алкоголиками. Патологическое развитие возбудимой акцентуации приводит к преступной деятельности; у мужчин это чаще всего связано с грубыми актами насилия, у женщин — с воровством и проституцией.
(+): Энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям, животным.
(—): Раздражительность склонность к гневу, нетерпимость к противоречию и самостоятельности других, способность «поднять руку», безудержность в увлечениях.
Особенности общения и поведения: Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе, Активно и часто конфликтует, не избегает ссор с начальством, неуживчив в коллективе, в семье деспотичен и жесток.
Черты, привлекательные для собеседников: Вне приступов гнева — добросовестный, аккуратный, любит детей.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечениями.
Ситуации в которых возможен конфликт: Склонность к конфликтам по незначительным поводам; склонность к невротическим срывам и психопатии правонарушениям (аморальное поведение, злоупотребление алкоголем, асоциальные поступки.
Предпочитаемая деятельность: Физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняет место работы. Рекомендуется развивать выдержку и самоконтроль.

Эмоцентрическая, эмотивный типЭмоции доминируют в содержании мотивации поведения, — любое событие, свой вклад в него переживаются необычайно глубоко и длительно; возможны изящность чувств, склонность к состраданию и сочувствию, мягкость, участливость, альтруизм, желание помочь делом. Особая чувствительность этой натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие и вызывают реактивную депрессию, иногда, когда это достигает патологической степени, возможны попытки самоубийства. Тяжесть переживаемой депрессии у этого типа всегда соответствует тяжести вызвавшего ее события, переживания. У них отсутствует предрасположенность к депрессивным реакциям.
(+): добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность.
(—): крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, всепрощенчество, неумение увидеть главное, увязание в деталях.
Особенности общения и поведения: Чрезмерная чувствительность. Ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение. Предпочитает узкий круг друзей и близких, которые способны понимать его с полуслова. Редко вступает в конфликты, играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу.
Черты, привлекательные для собеседников: Альтруизм, сострадание, жалостливость, радость чужим удачам. Исполнитель с высоким чувством долга. Хороший семьянин.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Крайняя чувствительность, слезливость. Может провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей.
Ситуации в которых возможен конфликт: Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Склонный к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии.
Предпочитаемая деятельность: Сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.

Дистимическая депрессивная; дистимический типПреимущественно пониженное настроение, свойственное тихим, пессимистичным людям, иногда просто лелеющим отрицательные переживания событий и апатичное отношение к ним. При резком проявлении характеризуется как субдепрессивный. События, потрясающие данную личность сверх глубоко, могут довести ее до состояния реактивной депрессии. Субдепрессивный характер тесно связан с депрессивным психическим заболеванием. При умеренном развитии этот характер часто соответствует психической норме.(+): серьезность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.
(—): инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.
Особенности общения и поведения: Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. Ценит тех, кто дружит с ним и склонен ему подчиняться.
Черты, привлекательные для собеседников: Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».
Ситуации в которых возможен конфликт: Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни — противопоказаны. Склонность к невротической депрессии.
Предпочитаемая деятельность: Работа не требующая широкого круга общения. 

Невротическая, невротический; тревожно-боязливый тип:(психастеник) Тип с повышенной склонностью к страхам, чаще встречается у детей и у женщин. Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства. Такие люди являются «козлами отпущения» или по иному «объектами (мишенями) для издевок. При резких проявлениях данной акцентуации выделяется робость, покорность, униженность. Временами к этому добавляется пугливость которая может быть рефлекторным проявлением или реакцией на внезапный страх. Чем ярче в данном случае выражена пугливость тем более вероятна сопровождающая ее возбудимость автономной нервной системы, усиливающая соматическую реакцию страха. В патологии — конституциональная тревожность.
+): Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.
(—): Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.
Особенности общения и поведения: Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, играет в них пассивную роль.
Черты, привлекательные для собеседников: Дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Боязливость, мнительность, вследствие своей беззащитности служит подчас мишенью для шуток, «козел отпущения».
Ситуации в которых возможен конфликт: Ситуация страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений — противопоказаны. Склонность к психастении.
Предпочитаемая деятельность: Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, так как будет бесконечно взвешивать, переживать, а решение принять не сможет.

Аффективно-экзальтированный тип, интроективная акцентуация; Отсутствие полутонов в эмоциях и чувствах, и быстрый переход от «мировой скорби» к «безоблачному счастью», причем совершенно искренне переживая все полярные отношения, независимо от их порядка и мнений окружающих людей. Со стороны такое поведение воспринимается как «поза», но, например, глубокая религиозность или страсть к искусству таких людей исключают предположения об их притворстве. Когда по степени выраженности он приближается к психопатии, то его можно назвать характером тревоги и счастья или психозом тревоги и счастья. В патологии — возможен религиозный экстаз.
(+): Эмоциональность, выразительность оценок и действий.
(—): Несдержанность чувств, гневливость или слезливость, эгоизм.
Особенности общения и поведения: Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Черты, привлекательные для собеседников: Альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, привязан к друзьям.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность отчаянию.
Ситуации в которых возможен конфликт: Неудачи, горестные события воспринимаются трагически. Склонность к невротической депрессии.
Предпочитаемая деятельность: Работа, не требующая широкого круга общения, интересы к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.

Циклотимическая, аффективно-лабильный типПостоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра — окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно. Параллелью для данного вида акцентуации, при ее чрезмерном развитии является маниакально-депрессивный психоз, характеризующийся так же раскачиванием от одного полюса к другому от гипертимии к дистимии в их крайних проявлениях психиатрического характера. Однако парадоксальным для данного вида акцентуации является то, что у отдельных личностей наложение друг на друга психопатий, свойственных гипер и дистимическим проявлениям ведет к выравниванию характера и может дать норму — это явление называется взаимокомпенсацией и обуславливает возникновение синтонного темперамента, характеризуемого постоянно ровным, нейтральным настроением.
(+): нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.
(—): Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок
Особенности общения и поведения: Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Черты, привлекательные для собеседников: В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Бывают случаи маниакальнодепрессивного психоза.
Предпочитаемая деятельность: Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.

Паранойяльная, застревающий, неустойчивый типИногда называется «неуравновешенным», что искажает его сущность состоящую из стойкости аффектов, являющихся его основой и, в то же самое время, — в их спонтанности, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним то другим «застреванием». Если складывается система «застреваний», то человек становится «борцом за идею, за правду, за честь и отмщение». При патологическом развитии данной акцентуации в первую очередь у личности развиваются эгоистические аффекты, наиболее сильно проявляющиеся тогда, когда затронуты его личные интересы. В области психиатрии такая патология в первую очередь характеризуется развитием сверхценных или даже бредовых, параноических идей. Вне психиатрии такого рода развития почти бредового порядка видны в первую очередь в связи с ревностью. Состояние аффекта у данного типа акцентуации при его высоком проявлении может привести к развитию экспансивно-параноического психоза, характеризуемого среди прочих особенностей и стремлением к достижению сверхценных идей, всецело овладевающих сознанием человека. При умеренном развитии данной акцентуации, она может принести пользу, так как заставляет данного человека добиваться уважения и авторитета у окружающих путем достижения положительных результатов в деятельности (честолюбивость), достижения высоких показателей в любом виде деятельности. В патологии паранойяльный психопат.
(+): принципиальность, несгибаемость, сдержанность, хозяйственность, чувство идеи и долга, самопожертвование.
(—): спонтанность привязанностей и обид, подозрительность, мстительность, самонадеянность, непомерные требования к окружающим.
Особенности общения и поведения: Застревает на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще всего бывает активной стороной. Четко определен круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие — занудливость нравоучителя.
Черты, привлекательные для собеседников: Стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Ситуации в которых возможен конфликт: Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревнивости способна вызвать бред преследования, ревнивости и так далее.
Предпочитаемая деятельность: Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.

Ригидная, педантичный типГипертрофия упорядоченности внутреннего и внешнего, аккуратность и добросовестность, пунктуальное выполнение заданий, допускающее, однако, манкирование ими, если качественно и в срок они объективно невыполнимы. Он «тянет» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Он хочет, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти просто невозможно, что более удачных вариантов не существует. Сомнения всегда доминируют над ним, а это тормозит его действия. Все это может привести к развитию у него невроза навязчивых состояний, характеризующегося сильным страхом, заставляющего видеть в пустяковом обстоятельстве зловещую угрозу.
Однако толчком к развитию разного рода неврозов у данного типа могут быть не только внутренние обстоятельства, но и внешние. Так у данного типа может развиться ипохондрический невроз на почве медицинских проблем, а именно с связи с медицинским обследованием, консультациями, предписаниями; больной начинает колебаться между надеждой и опасениями, и в конечном итоге — появляется патологический страх перед тяжким заболеванием. При отсутствии неврозов педантичность наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретает болезненный характер. При средней выраженности данной акцентуации отрицательные черты не проявляются и в этом случае часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости и законченности, за исключением случаев поручения высоко ответственных заданий. В патологии — эпилептоидная психопатия.
(+): обязательность, ровное настроение, надежность, порядочность.
(—): «занудливость», буквоедство, формализм, ненужная дотошная перепроверка себя и других, нерешительность в неопределенных ситуациях.
Особенности общения и поведения: Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.
Черты, привлекательные для собеседников: Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других.
Ситуации в которых возможен конфликт: Ситуация личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг, склонность к навязчивостям, психастения.
Предпочитаемая деятельность: Профессии не связанные с большой ответственностью, предпочтительна «бумажная» работа, не склонны менять место работы.

Акцентуация вытеснения, демонстративный тип: (истерик) Человек в маске собственного собеседника, человек-зеркало для других в силу повышенной способности к эмпатии и самоотречению от возможности иметь большее постоянство своего внутреннего мира. Способен к самооговору. Обладает феноменальной способностью к вытеснению — человек может в определенный момент и даже на длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут быть ему неизвестны. Он может совсем «забыть» о том, чего не желает знать, он способен лгать, вообще не осознавая, что лжет. Он лжет с невинным выражением лица, говорит с собеседником дружелюбно, просто и правдиво. Это объясняется тем, что отъявленная ложь для истерика в момент общения становится истиной. Эти люди весьма озабочены впечатлением, которое они производят, однако обдумать линию поведения заранее они не способны. Они хитры на выдумку, но эту хитрость легко разоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. В патологии — неудержимая лживость.
(+): Эмоциональность, раскованность, способность увлечь, актерские данные, яркость выражения чувств.
Эгоизм в маске участия, фантазерство, неискренность, способность увиливать от решения неотложных вопросов, уходить в болезнь.
Особенности общения и поведения: Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям.
Черты, привлекательные для собеседников: Обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты. Склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.
Ситуации в которых возможен конфликт: Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение с пьедестала — вызывают истерические реакции. Склонность к истерии. Замкнутый круг общения, однообразная работа — угнетают.
Предпочитаемая деятельность:Благоприятна работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами.

Психические отклонения личности.

Конструктивно-депрессивные: Речь идет о людях с постоянно пониженным настроением, для них жизнь кажется бессмысленной, во всем они отыскивают отрицательные моменты, только мрачные стороны. Они чрезвычайно чувствительны ко всяким неприятностям, очень остро реагируют на них во всем и всегда винят только себя. Им кажется, что окружающие смотрят на них с высока, из-за этого замыкаются в себе. Внешне вечно угрюмые, мрачные, недовольные и малоразговорчивые. Во внешних проявлениях в движениях, мимике видны следы какого-то торможения, опущенные черты лица, бессильно повисшие руки, медленная походка, скупые вялые жесты. Быстро утомляемы. Интеллект у них обычно достаточно высок. Нередко жизненный путь этих людей преждевременно обрывается самоубийством к которому они готовы в любую минуту жизни. В ряде случаев время от времени развиваются психотические вспышки или маниакальные или депрессивные.За этой угрюмой внешностью теплится большая доброта, отзывчивость и способность понимать душевные движения других людей; в тесном кругу близких, окруженные атмосферой сочувствия и любви, они меняются: становятся веселыми, приветливыми, разговорчивыми, даже шутниками и юмористами.
Конституционально-возбужденные: Эта группа психопатов представляет полярную противоположность раннее описанной. Особенностью этой группы психопатов является то, что при слабой выраженности они считаются практически здоровыми. Они очаровывают своим остроумием, их обещаниям нельзя верить, не терпят возражений против высказываемых ими мыслей, однако позволяют себе насмешки над другими очень больно задевающие собеседника. По свойственному им легкомыслию они просто не замечают границ морали легко идут на противозаконные действия — это аферисты, крупные мошенники. Сильно развита склонность ко лжи и хвастовству, чрезмерно развитое воображение и фантазии. В своей крайности они могут стать несносными спорщиками знающими по их мнению все больше и лучше других. Любое возражение вызывает у них вспышки гневи В борьбе за свои идеи и права обычно не останавливаются ни перед чем. Выведенные из себя ведут себя вызывающе грубо, осыпают окружающих и особенно соперников бранью, не считаются с требованиями закона. Внешне они склонны к полноте, обладают мягкими чертами лица, чрезмерным аппетитом, оживленной и выразительной мимикой.
Циклотимики: Лица с многократной волнообразной сменой возбуждения и депрессии. В зависимости от состояния им свойственны черты первой и второй групп психопатов, однако в обоих крайностях у них можно заметить черты как грусти так и радости.
Эмотивно-лабильные: Эмоционально неустойчивые психопаты. Эта неустойчивость придает их характеру и поведению отпечаток чего-то хрупкого, детского и наивного, чему способствует их большая внушаемость. Малейшая неприятность может омрачить их душевное расположение, ввергнуть их в состояние уныния, но стоит такому субъекту сообщить какую ни будь интересную новость или немного польстить его самолюбию, как он уже' расцветает, делается жизнерадостным и бодрым. На смену настроения у них действует буквально все от плохой погоды до случайно сказанного дурного слова. В состоянии тоскливого угнетения способны на вспышки гнева. Обладают патологической реакцией на психотравмирующие ситуации.
Астеники: Как форма психопатии представляет собой смесь раздражительности и слабости нервной системы и психики. Эти свойства врожденные и постоянные. Это неврастеники основными чертами которых являются чрезмерная психическая возбудимость, раздражительность, быстрая истощаемость и утомляемость. Характерны постоянные жалобы на неприятные ощущения в различных частях тела. Нарушения деятельности сердца, желудочно-кишечного аппарата, головные боли, бессонница ночью и сонливость днем, плохой аппетит и половая слабость. Крайне ранимы и склонны к постоянным переживаниям, они падают в обморок от одного вида крови. Робкие и малозаметные в обществе, такие люди как правило становятся тиранами дома, срывая на близких свои неудачи, страхи и горести в крайних случаях это проявляется в гневе переходящем в безудержную ярость.
Психастеники: Основными их чертами являются крайняя нерешительность, боязливость и постоянная наклонность к сомнениям. Возможная опасность или неприятность более страшна этому человеку, чем непосредственно существующая. Будучи необычайно боязливым он самостоятельно не начнет ни какого дела если нет давления из вне. Все это приводит его к тому, чтобы постоянно искать поддержку у окружающих. Он не умеет обходиться без посторонней помощи. Внешне это застенчивый и конфузливый человек.
Шизоиды: По своим чертам и конституционным особенностям более близки к шизофреникам. От такого человека не знаешь чего ждать. Внешне на себя обращает внимание на себя отсутствием естественности, гармоничности. Обычно они тугоподвижны и угловаты либо в другой крайности бросается в глаза их вычурность и манерность. Особенно своеобразна их походка они либо ходят не сгибая колен либо как будто подпрыгивая, либо волочат ноги. Бросается в глаза несоответствие между содержанием речи, интонацией и сопровождающими ее мимикой и жестами. Шизоиды упрямы и негативистичны. В значительной мере они склонны к чудачествам и эксцентричным поступкам иной раз кажущимся нелепыми выходками. В общем это холодные натуры, склонные к чрезвычайной жестокости не из стремления к причинению мучений, а из безразличия к чужому страданию.
Мечтатели: Обычно тонко чувствующие легко ранимые субъекты со слабой волей плохо переносящие реалии жестокой жизни. Сплошь и рядом это люди с повышенной самооценкой, недовольные занимаемым положением в жизни, не способные бороться. Вялые ленивые, они с презрением относятся к выполнению обязанностей, налагаемых на них обществом или работой. При любой возможности уходят в мир своих фантазий. Главной темой их фантазий является реализация их желаний. Они хорошие подражатели в своих мечтах.
Параноики: Основное свойство этих людей образование сверхценных идей во власти которых они потом оказываются и которые оказывают влияние на все их поведение. Как правило, самой важной такой сверхценной идеей для них становится мысль о его собственной значимости. Основными чертами личности параноиков является очень большой эгоизм, постоянное самодовольство и чрезмерное самомнение. Для параноиков любой человек не согласный с их мнением просто глупый человек, а в худшем случае — его личный враг. Чаще всего параноики идейные борцы. В общении с другими они неуживчивы, агрессивны обороняясь они всегда переходят в нападение. В каждом поступке, каждой мелочи они видят оскорбление их личности. Видя причину своих несчастий в тех или иных определенных личностях, параноик считает необходимым долгом своей чести — мстить; он злопамятен, не прощает, не забывает ни одной обиды ни одной мелочи.
Фанатики: Как и параноики это люди сверхценных идей. Основу их деятельности представляют не сами идеи а их претворение в жизнь. Любые их идеи построены не на логике, а на вере. Для фанатиков окружающие их люди являются лишь орудием для достижения своей цели. Человеческое горе их не трогает, и по этому их основное свойство это холодная рассудительная жестокость. Убеждениям они не поддаются тем более, чем более эти убеждения расходятся с их идеей. Не редко именно фанатики являются организаторами изуверских дел и чудовищных преступлений: самоистязание, пытки, мучительства, убийства.
Эпилептоидные психопаты: Самые характерные качества, крайняя раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости расстройства настроения с проявлением тоски, страха, гнева, явно выраженные моральные дефекты и в частности антисоциальные установки. Их взаимоотношения с окружающими носят часто несколько неприятный, плохо скрываемый злобный оттенок, на фоне которого время от времени развиваются вспышки гнева, ведущие к насильственным действиям. Поводов для столкновения у них с окружающими много, но даже тогда когда их нет они могут их придумать сами. Страстные и неудержимые они ни в чей не знают меры, среди них много бродяг, алкоголиков, азартных игроков, половых психопатов т.е. сексуальных извращенцев.
Истерики: Чаще дегенеративные истерики. Главная особенность — стремление обратить на себя внимание окружающих во что бы то ни стало. Отсутствие объективности как по отношению к себе так и по отношению к окружающим. Иными словами стремление казаться больше чем он есть на самом деле. Во внешнем облике обращает на себя внимание театральность, лживость, показушничество. При первом знакомстве многие истерики кажутся обворожительными: они могут быть мягкими и вкрадчивыми. Каждый поступок, каждый жест, каждое движение рассчитаны на зрителя, на эффект. Часто разыгрывают из себя обиженных и несчастных, в этой ситуации разыгрываются сцены крайнего отчаяния делаются театральные попытки на самоубийство, рассчитанные таким образом чтобы последнее заведомо не могло удаться.
Патологические лгуны: Им свойственно привлекать к себе внимание, но это сочетается с чрезмерно возбудимой и богатой фантазией сопровождаемой выраженными моральными дефектами. Быстро завязывая знакомства, они хорошо приспособляются к людям и легко входят к ним в доверие. Им чуждо чувство долга, и любят они только самих себя. Лгут они художественно, мастерски, сами увлекаются своей ложью и почти забывая, что это ложь. Часто они лгут совершенно без повода. Среди таких людей много аферистов, шарлатанов, жуликов подделывающих документы, шулеров, много мелких уличных жуликов, выманивающих у доверчивых людей ценности.
Неустойчивые психопаты: Это слабохарактерные душевно не глубокие люди, легко попадающие под влияние среды, особенно дурной. Они быстро спиваются, становятся картежниками. Находят сове счастье в вине, наркотиках, под влиянием которых становятся неузнаваемыми людьми — становятся грубыми, дерзкими, неуправляемыми, бессердечными. Полезными членами общества они могут стать только в условиях постоянной опеки, организованной среды, под давлением сурового жизненного уклада.
Антисоциальные психопаты: Или нравственно помешанные помешенные люди характеризующиеся поражением эмоциональной сферы. Главная особенность — резко выраженные моральные дефекты. У них нет ни чести, ни стыда, ни совести. Почти всегда они лживы для маскировки своих инстинктов и намерений, ленивы. С детства они жестокие, грубые и лживые, Обнаруживают себя мучительством животных и вообще всех, кто слабее них или беззащитен. Они способны из-за пустяка начать бить стекла, посуду, мебель, браниться площадной бранью все это из желания досадить окружающим. Часто они питают тяжелую злобную ненависть и жажду мести к тем людям которые стремятся сдерживать их, загонять в определенные рамки или проявлять к ним строгость в таких случаях дело может дойти до убийства. Это прирожденные преступники так как преступление для них тот вид деятельности который наиболее всего соответствует их наклонностям.
Конституционально-глупые: Это врожденно ограниченные люди, неумные безо всякой границы среди них подавляющее большинство идиотов и олигофренов. Они крайне внушаемы, постоянно готовы подчиниться большинству. Они, как правило могут и умеют больше, чем знают в результате чего в простой грубой жизни оказываются более приспособлены нежели умные люди.
Заключение по психопатиям: В нерезко выраженной форме те или иные проявления психопатий разного вида присущи почти всем нормальным людям. Примечательно, что чем ярче личность, чем сильнее выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Именно по этому среди высокоодаренных людей, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

ВАРИАНТ ОБРАБОТКИ
ПО Л. Ф. БУРЛАЧУК, В. Н. ДУХНЕВИЧ

ОБРАБОТКА
Ключ

№ п/п

Фактор

Вопросы с ключевыми ответами «Верно» и «Совершенно верно»

Вопросы с ключевыми ответами «Нет, это совсем не так» и «Пожалуй, нет»

1  

Циклотимия

6, 20, 21, 28, 50, 58, 76, 82

 

2

Застревание

2, 8, 18, 30, 44, 52, 76

12

3

Педантичность

4, 14, 26, 48, 61, 70, 80

86

4  

Эмотивность

13, 35, 75

25, 36, 42, 52, 74

5

Гипертимность

7, 11, 29, 34, 37, 40, 55, 56, 67, 77, 84

 

6

Гипомания

23, 31, 32, 45, 59, 65, 75, 85

 

7

Чувствительность

3, 27, 35, 38, 41, 57, 60, 71

 

8

Дистимия

9, 43, 51, 81, 87

33

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

нормы

Нормы для «ключей» по Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Духневич
(при выборе из четырех вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Циклотимия

3,51

3,93

Застревание

7,04

3,73

Педантизм

10,51

4,40

Эмотивность

14,83

2,80

Гипертимия

19,57

5,95

Гипомания

13,07

4,41

Чувствительность

4,78

3,83

Дистимия

6,80

2,79

Нормы для оригинальных (по Леонгарду) «ключей»
(при выборе из четырех вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Циклотимия

0,83

1,41

Застревание

2,05

1,56

Педантизм

3,42

1,93

Эмотивность

5,08

1,28

Гипертимия

6,62

2,85

Гипомания

4,33

2,01

Чувствительность

1,25

1,44

Дистимия

2,10

1,25

Нормы для ключей по Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Духневич
(при выборе из двух вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Гипертимия

11,22

4,19

Застревание

17,23

3,87

Эмотивность

10,14

3,67

Педантизм

12,90

5,51

Тревожность

4,34

3,30

Циклотимия

7,72

2,68

Демонстративность

15,53

4,53

Возбудимость

4,67

3,15

Дистимия

9, 22

2,90

Экзальтация

4, 94

1,73

Нормы для оригинальных (по Леонгарду) «ключей»
(при выборе из двух вариантов ответов)

Фактор

Среднее отклонение

Стандартное отклонение

Гипертимия

3,50

2,00

Застревание

11,68

1,81

Эмотивность

5,12

1,62

Педантизм

4,06

2,32

Тревожность

3,11

1,14

Циклотимия

2. 37

1. 16

Демонстративность

4,20

2,10

Возбудимость

1,15

1,24

Дистимия

9,03

1,40

Экзальтация

1,59

0,80


Нормативные данные могут служить ориентиром для заключений об относительной степени выраженности у испытуемого акцентуаций различного типа.

Новые «ключи» и нормы могут использоваться параллельно с оригинальной схемой. С одной стороны, это вызвано тем, что данные о структуре опросника были получены не на субнормальной выборке; с другой стороны, опора сразу на две понятийные системы поможет опытному диагносту более дифференцированно подходить к интерпретации индивидуальных данных.

ИНСТРУКЦИИ
Вариант 1 (оригинальный)

«Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+» («да»), если нет — знак «—» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

Вариант 2

«Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Вам необходимо оценить каждое утверждение следующим образом
1 — нет, это совсем не так;
2 — пожалуй, нет;
3 — верно;
4 — совершенно верно.
Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. У Вас часто веселое и беззаботное настроение?
2. Вы чувствительны к оскорблениям?
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, в беседе и пр.?
4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно до тех пор, пока еще раз не убедитесь в том, что все сделано правильно?
5. В детстве Вы были таким же отчаянным и смелым, как все Ваши сверстники?
6. Часто ли у Вас меняется настроение от состояния безразличия до отвращения к жизни?
7. Являетесь ли Вы центром внимания в коллективе, в компании?
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?
9. Вы серьезный человек?
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться чем-либо?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то оскорбит?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14.Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало?
15. Стремитесь ли Вы считаться в числе лучших сотрудников?
16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой, а может, такое чувство бывает и теперь?
17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних обстоятельств?
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?
20.Часто ли у Вас бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?
21. У Вас часто бывает несколько подавленное настроение?
22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерики или нервные срывы?
23. Трудно ли Вам усидеть на одном месте?
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы отстаиваете свои интересы?
25. Можете ли Вы зарезать курицу, овцу?
26. Раздражает ли Вас, если дома занавес или скатерть висят неровно и Вы сразу же стремитесь поправить их?
27. В детстве Вы боялись оставаться один в доме?
28.Часто ли у Вас беспричинно меняется настроение?
29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным специалистом в своем деле?
30. Быстро ли Вы начинаете злиться или впадать в гнев?
31. Можете ли Вы быть совсем веселым?
32. Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас?
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий, конферансье в концерте, представлении?
34. Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно и недвусмысленно?
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятного ощущения?
36. Любите ли Вы работу, где необходима высокая личная ответственность?
37. Склонны ли Вы защищать тех, по отношению к которым поступили, на Ваш взгляд, несправедливо?
38. Вам трудно, страшно спускаться в темный подвал?
39.Предпочитаете ли Вы работу, где необходимо действовать быстро, но не требуется высокого ее качества?
40.Общительный ли Вы человек?
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?
44. Бывает ли так, что после конфликта или обиды Вы были до того расстроены, что заниматься делом казалось просто невыносимо?
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Предпринимаете ли Вы первым шаги к примирению, если Вас кто-нибудь обидел?
47. Вы очень любите животных?
48. Возвращаетесь ли Вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?
49. Преследуют ли Вас неясная мысль о том, что с Вами, Вашими близкими может случиться что-то страшное?
50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?
51. Трудно ли Вам докладывать, выступать перед аудиторией?
52. Можете ли Вы ударить обидчика, если он Вас оскорбит?
53. У Вас большая потребность в общении с другими людьми?
54. Вы относитесь к тем, кто при разочаровании впадает в глубокое отчаяние?
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?
56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?
57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступят слезы?
58. Часто ли Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня все время крутятся у Вас в голове?
59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали им списывать?
60. Требуется ли Вам большое напряжение, чтобы ночью пройти через кладбище?
61.Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была точно на одном и том же месте?
62. Бывает ли так, что перед сном у Вас хорошее настроение, а утром Вы встаете мрачным?
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?
64. Бывают ли у Вас головные боли?
65. Вы часто смеетесь?
66. Можете ли Вы быть приветливым с теми, кого явно не цените, не любите, не уважаете?
67. Вы подвижный человек?
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать себя ее другом?
70. Уходя из дому или ложась спать. Вы проверяете погашен ли везде свет и заперты ли двери?
71. Вы очень боязливы?
72. Изменится ли Ваше настроение при приеме алкоголя?
73.Раньше Вы охотно участвовали в кружках художественной самодеятельности, а может, и сейчас участвуете?
74. Вы расцениваете жизнь скорее пессимистично, нежели радостно?
75. Часто ли Вас тянет попутешествовать?
76.Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?
77. Легко ли Вам удается поднять настроение подчиненных?
78. Долго ли Вы переживаете обиду?
79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
80.Часто ли, будучи школьником. Вы переписывали страницы в Вашей тетради, если в ней допускали помарки?
81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
82. Часто ли Вы видите страшные сны?
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что можете броситься под колеса проходящего поезда?
84. В веселой компании вы обычно веселы?
85. Способны ли Вы отвлечься от трудной проблемы, требующей обязательного решения?
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, если примете алкоголь?
87. В беседе Вы скупы на слова?
88. Если бы Вам необходимо было играть на сцене, Вы смогли бы так войти в роль, что забыли бы о том, что это только игра?

Детский вариант

1. Ты обычно спокоен, весел?
2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
3. Легко ли ты можешь расплакаться?
4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
7. Любишь ли ты быть главным в игре?
8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
9. Серьезный ли ты человек?
10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой не застряло ли оно в прорези?
15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?
16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?
20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
21.Тебе обычно немного грустно?
22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?
26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?
27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
29. Ты — один из лучших учеников в классе?
30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
31. Легко ли ты можешь рассердиться?
32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
33. Умеешь ли ты веселить ребят?
34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?
35. Боишься ли ты крови?
36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?
39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
41.Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?
44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?
46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
47. Любишь ли ты животных?
48. Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
50. Твое настроение зависит от погоды?
51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?
52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
55. Можешь ли ты организовать игру, работу?
56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?
60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?
61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
64. Бывает ли у тебя головная боль.
65. Часто ли ты смеешься?
66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?
67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?
69. Любишь ли ты природу?
70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?
72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?
74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?
75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
77. Умеешь ли ты развлекать гостей?
78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
82. Часто ли тебе снятся страшные сны?
83. Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
84. Становится ли тебе, если все вокруг веселятся?
85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?
87. Обычно ты немногословен, молчалив?
88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой как на сцене?

Список источников
1) Crocker L., James A. Introduction to classical and modern test theory.— Florida: Florida Univ. Press, 1986.
2)Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности.— Псков: Изд-во Псковского обл. Ин-та усовершенствования учителей, 1994.
3)Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование.— Киев, 1994.
4)Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.— М.: Изд-во МГУ, 1987.
5)Бурлачук Л. Ф. О дилетантстве в психологической диагностике // Вопр. психол.— 1993.— № 5.— С. 116.
6)Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Акцентуации личности: что диагностируем? // Вопр. психол.— 1998.— № 2.— С. 136-143.